• В чем преимущества и недостатки различных видов мостовых кранов?

    Мостовые краны по разным классификациям подразделяются на разные категории, у каждой из которых есть свои плюсы и минусы. Одни машины лучше проявляют себя в одних условиях, другие — в других.

    Что представляет собой кран мостовой? В основе этих подъёмно-транспортных машин лежит пролётная конструкция, то есть собственно мост. Движение груза вверх-вниз обеспечивается за счёт грузозахватного органа (в роли которого обычно выступает отдельное грузоподъёмное приспособление — таль или тельфер), а в горизонтальных направлениях он перемещается благодаря наличию моста и движению по монорельсовым путям двутаврового или таврового профиля.

    В основание мостовых кранов может входить одна несущая ходовая балка либо две. Соответственно, выделяют группу однобалочных механизмов (кран-балки) и двухбалочных. Агрегаты с двумя балками (краны мостовые двухбалочные) прочнее и устойчивее, трос с поднимаемым объектом проходит между опорами. Вместе с тем, кран-балки проще устроены и потому шире распространены.

    Также большое значение имеет принцип, в соответствии с которым крановый путь крепится к конструкции, иными словами, важным показателем является то, как конкретно расположены относительно друг друга пролётные балки и рельсовые пути механизмов. Разделяют два метода: опорный и подвесной. В опорных механизмах движение осуществляется по рельсам, которые опираются на строения из железобетона или металла, подкрановые балки стоят на специально сооружённых колоннах или на консолях существующих в здании колонн. Второй вариант конструкторского решения: не подкладывать под рельсы опоры, а, напротив, подвешивать их снизу к потолочным перекрытиям или крепить к другим элементам рабочего помещения (ригелям, фермам). Такие системы называются подвесными.

    У каждого из этих двух способов существуют свои выгодные стороны и свои недостатки. Разумеется, опорные системы устроены более надёжно, а потому они и безопаснее, и устойчивее в процессе эксплуатации, и служат дольше, и способны поднимать более массивные грузы, и обладают большей длиной пролёта. Суммируя вышесказанное, можно заключить, что общая производительность таких машин также выше, чем у подвесных.

    Зачем же, в таком случае, было изобретать велосипед и создавать подвесные модели, более неустойчивые и сложные, склонные к дополнительному растягиванию и большему износу? Словом, зачем пользоваться в работе менее эффективными механизмами? Затем, что опорные краны имеют в применении свои ограничения, а подвесные намного универсальнее. Существуют такие области и такие виды грузоподъёмных работ, с которыми посредством крупногабаритных опорных устройств справиться невозможно. Они зарекомендовали себя с лучшей стороны в больших помещениях, в заводских и складских залах, в широких цехах, под навесами, однако в тесных комнатах и коридорах не помогают.

    Вместе с тем, краны, основанные на методе подвешивания рельсового пути к потолку и перекрытиям, меньше и легче, а главное — способны охватывать более мелкие и узкие участки территории. В общем и целом, подвесные краны работают с более обширной зоной доступа. Конечно, для того, чтобы обеспечить им достаточную жёсткость и безопасность, эти конструкции приходится снабжать дополнительными укреплениями и опорами, они более прихотливы в обслуживании. Но, что интересно, эта особенность в принципе строения данных машин зачастую превращается из недостатка в преимущество: всегда можно добавить новые дополнительные консольные участки и, таким образом, ещё больше увеличить ширину охвата территории.

    Какой же можно сделать общий вывод по вопросу выбора между подвесными и опорными мостовыми кранами? Смотрим, каковы условия эксплуатации, в каких помещениях будет проходить работа. Если работы предстоят сложные, в узких и тесных зонах, то там следует отдать предпочтение подвесным подъёмным агрегатам. Если же такой универсальности не требуется, то, конечно, достаточно будет опорных устройств, с которыми гораздо проще работать и которые обладают более высокими полезными показателями, обеспечивают большую грузоподъёмность и продуктивность.