• Для каких грузов нужны дополнительные захватные органы?

    Не все грузы можно цеплять к подъёмному устройству (такому. например как мостовой кран) с помощью обычных крюков. Нередко перемещаемый объект имеет неудобную форму или находится не в твёрдом, а в жидком агрегатном состоянии, или же представляет собой порошок. Причём вещество может быть ядовитым или пожароопасным (то есть ни в коем случае нельзя допустить его пролития или просыпания).

    Какие же ещё бывают варианты грузозахватных элементов, используемых в подъёмных кранах и иных подъёмно-транспортных машинах? Их множество. Кроме крюков, встречаются разного вида стропы: цепные, канатные, текстильные. Также производители кранового оборудования выпускают грейферы (обычные и магнитные), спредеры, траверсы. Все эти конструкции являются чем-то вроде насадки на кран. Они имеют своё предназначение и предоставляют возможность безопасной работы даже с грузами неудобной формы и с вредными веществами.

    Если мы перемещаем с помощью козлового или мостового крана блоки нестандартной формы либо блоки со смещённым центром тяжести, то нам важно надёжно и прочно их закрепить, не так ли? Иначе груз перекосится и соскользнёт набок. Избежать этой неприятности помогают различные траверсы (балочные, рамные, монтажные, параллелограмные и прочие). В состав траверс обычно входят крюки грузовые и чалочные, такелажные скобы, стропы для фиксации груза и присоединения дополнительных грузозахватных деталей. Линейные траверсы имеют разборные исполнения, позволяющие настраивать длину в соответствии с длиной груза. Это полезно при захвате продолговатых объектов, таких как трубы. У траверс может быть одна точка крепления, а может быть несколько. Разумеется, чем больше таких точек, тем надёжнее закреплён груз. Линейные модели имеют обычно одно или два крепления (для двух берут двухветвевые стропы). Если груз слишком неравномерен по весу, имеет слишком неправильную форму или просто чересчур объёмен, то, чтобы застраховаться от его перекашивания, ставят 3-4 крепления (пространственные Т-образные или Н-образные траверсы, траверсы-спредеры).

    Спредеры применяют для обеспечения плавности хода в масштабных регулярных работах (при единичных работах их использование невыгодно, так как это дорогостоящее и громоздкое навесное оборудование). Чаще всего их надевают на грузоподъёмные элементы козловых кранов, пратцен-кранов, рич-стакеров при работе с контейнерами, во время погрузки и разгрузки судов и железнодорожных составов. Крепление контейнеров к спредерам реализуется благодаря специальным захватам — фитингам. Причём отверстия фитингов могут различаться, и это позволяет использовать спредеры для грузов разных размеров. К тому же сами спредеры могут быть телескопическими, то есть иметь изменяемую (за счёт подвижной рамы) длину. Жёсткие спредеры устроены проще и легче по весу, поэтому, если ваши грузы однотипны, то, возможно, лучше выбрать именно этот тип грузозахватного органа.

    Для блоков из металла подойдут магниты, для жидких смесей и порошкообразных пород (таких как гравий или песок) — грейферы. Грейферы можно насаживать вместо ковша на экскаваторы, а можно крепить к кранам (козловым, башенным,  кранам мостовым двухбалочным и однобалочным кранам  – кран-балкам). Этими устройствами несложно управлять из кабины. Некоторые модели грейферов надеваются прямо на крюк, что позволяет очень быстро менять один захватный орган на другой.

    Иными словами, на любой нестандартный тип грузов найдётся специальная крановая конструкция, облегчающая их транспортировку. Благодаря таким дополнительным захватным приспособлениям значительно повышается результативность и продуктивность использования кранов в грузоподъёмных работах.