Содержание:
- Конструкция строп.
- Виды и классификация.
- Технические характеристики.
- Достоинства и недостатки.
- Маркировка строп.
- Правила эксплуатации.
- Выбраковка строп.
- Как выбрать стропы.
Стропы представляют собой такелажные приспособления, предназначенные для захвата, перемещения и подъема грузов кранами или тельферами.
Они используются в строительстве, логистике, машиностроении, лесной, нефтегазовой отрасли, на железных дорогах, в других сферах.
Стропы изготавливаются из металла, текстильных или синтетических материалов. Имеют различные размеры, в зависимости от типа перемещаемых грузов.
Конструкция строп
Стропы состоят из цепи, троса или каната, на одном конце которого находится петля, на другом — крюк или карабин.
Петля крепится к грузоподъемному механизму. К крюку или карабину крепится груз.
В зависимости от конструкции выделяют группы строп:
- Кольцевые — состоят из одной стропы, замкнутой по кругу. Используются, если нужна обвязка груза петлей.
- Петлевые или чалки — представляют собой отрезки каната или ленты с петлями на обоих концах. Такие стропы удобно использовать для захвата грузов, имеющих крепежи в виде скоб, колец или звеньев.
- Ветвевые — состоят из одной или нескольких строп, закрепленных на одном кольце. На концах ветвей располагаются петли, крюки или карабины.
Каждая конструкция применяется в зависимости от вида груза, условий подъема и других факторов.
Конструкция многоветвевой стропы.
Виды и классификация
В зависимости от условий эксплуатации и назначения стропы различаются на цепные, канатные и текстильные.
Цепные
Состоят из отрезков цепей, оборудованных концевыми звеньями, крюками, кольцами для крепления к подъемной технике и грузу.
Они используются на промышленных предприятиях, в строительстве, на складах и логистических объектах.
Плюс цепных строп в практически неограниченном сроке службы. Поврежденные или изношенные звенья цепи легко заменить на новые.
Цепные стропы не боятся перепадов температур. В отличие от текстильных и канатных строп, их можно использовать при наличии открытого огня, при очень высоких температурах, в агрессивных средах.
Стоимость цепных тросов намного выше других вариантов, но это компенсируется долговечностью и износостойкостью.
Рисунок 3. Цепные стропы.
а) «1 СЦ» Стропа одноветвевая; б) «2 СЦ» Стропа двухветвевая;
в) «4 СЦ» Стропа четырехветвевая; г) «СЦ1ВЗ» Стропа цепная замкнутая ветка.
Канатные
Наиболее популярные стропы, используемые в строительстве, логистике, судостроении и других отраслях. Состоят из отрезка стального каната с захватом и соединительным звеном. Концы каната заплетаются или опрессовываются втулкой. В качестве захвата могут использоваться карабины или крюки.
Канатные стропы обладают высокой прочностью. Выдерживают повышенные нагрузки. Просты в изготовлении. Их стоимость значительно ниже цепных.
К недостаткам канатных строп относится относительная жесткость, ограничения применения при высоких температурах, быстрый выход из строя от возможных перегибов и трения об острые углы поднимаемых грузов.
В зависимости от числа ветвей стропы бывают:
- одноветвевые (1СК);
- двухветвевые(2СК);
- трехветвевые(3СК);
- четырехветвевые(4СК);
Многоветвевые стропы применяются для подъема габаритных грузов, требующих закрепления в нескольких точках. Они позволяют равномерно распределить нагрузку, надежно фиксируя груз.
Виды канатных строп.
Текстильные
Гибкие, легкие и прочные стропы, изготовленные из специальных текстильных материалов, таких как полипропилен, нейлон, лавсан, полиэстер.
Текстильные стропы подразделяются на плоские (ленточные) и круглые (круглопрядные). Их плюсы:
- легкий вес;
- гибкость;
- износостойкость;
- удобство в эксплуатации и хранении.
Легкие компактные изделия занимают значительно меньше места, чем цепные и канатные. Их удобно перевозить даже в багажнике автомобиля.
Они используются для подъема и перемещения грузов различной массы и формы, в том числе для покрытых краской и легкодеформируемых изделий.
Текстильная стропа надежно и аккуратно огибает перемещаемые предметы, не допуская вмятин и царапин. Благодаря амортизирующим способностям минимизирует сотрясения и ударные нагрузки. Не боится соли, влаги, воздействия химических и абразивных веществ.
Грузоподъемность текстильных строп можно определить по цвету:
- 1 т — фиолетовый;
- 2 т — зеленый;
- 3 т — желтый;
- 4 т — серый;
- 5 т — красный;
- 6 т — коричневый;
- 8 т — синий;
- 10 т и более — оранжевый.
Ширина ленточных текстильных строп зависит от грузоподъемности и может составлять от 30 мм до 180 мм.
Виды текстильных строп.
Технические характеристики
Стропы различаются в зависимости от материала, условий эксплуатации, вида груза, который необходимо переместить:
- грузоподъемность — максимальная нагрузка, которую стропа способна выдержать без повреждений;
- диаметр — определяет ее прочность и грузоподъемность;
- материал стропы – влияет на гибкость, грузоподъемность, износостойкость;
- тип стропы — существуют кольцевые, петлевые, ветвевые стропы;
- степень защиты – некоторые стропы имеют защитные покрытия или плетения для повышения их износостойкости.
Чтобы обеспечить безопасность и эффективность работы с грузами, важно выбирать стропы по конкретному назначению, условиям их эксплуатации.
Для обеспечения равновесия перемещаемых предметов необходимо определить их центр тяжести.
Следует учитывать, что при строповке груза под разными углами меняется сила нагрузки. Чем меньше длина строп, тем больше должен быть угол, под которыми они располагаются друг к другу.
Уменьшение общей длины стропы может привести к снижению ее грузоподъемности.
Стропы должны отвечать требованиям регламентирующих документов и государственных стандартов: РД-10-33-93, РД 24-СЗК-01-01, ГОСТ 25573-82, ГОСТ 30441-97.
Достоинства и недостатки
Основной плюс грузоподъемных строп — в безопасности использования.
Надежное крепление грузов предотвращает их падение или повреждение во время транспортировки и подъема.
Кроме того, стропы обладают следующими преимуществами:
- прочность и надежность;
- гибкость, удобство использования;
- быстрое крепление груза;
- влагостойкость, универсальность,
- износостойкость, ремонтопригодность.
Стропы имеют длительный срок службы, могут выдерживать значительные нагрузки без потери качества.
Они используются для выполнения широкого спектра задач, включая подъем тяжестей, фиксацию грузов, тяговые работы и многое другое.
Легкость и компактность облегчают их транспортировку и хранение.
Использование строп при выполнении погрузо-разгрузочных работ значительно понижает риск возникновения аварийных ситуаций.
Маркировка
Согласно РД-10-33-93, каждая стропа должна быть снабжена маркировочной биркой с указанием:
- наименования изготовителя, его логотипа или товарного знака;
- порядкового номера изделия по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- грузоподъемности стропы;
- даты испытаний (год, месяц).
Крепление бирки должно обеспечивать ее сохранность на весь период эксплуатации стропы.
При отсутствии или повреждении маркировочных бирок эксплуатация строп не допускается.
Правила эксплуатации
Для безопасного ведения погрузо-разгрузочных работ важно соблюдать правила:
- грузоподъемные стропы подбираются в соответствии с массой и габаритами перемещаемых грузов;
- запрещен подъем грузов, если неизвестен их вес;
- состояние строп следует проверять перед каждым использованием, обращая внимание на износ, повреждения и другие дефекты;
- стропы должны быть правильно и надежно закреплены на грузе и на подъемном оборудовании;
- запрещен подъем грузов при наличии узлов и перекручивании строп;
- для предотвращения повреждения оснастки следует избегать контакта с острыми поверхностями;
- при наличии острых углов на поднимаемом грузе следует использовать специальные прокладки;
- после использования тщательно проверьте стропы на наличие повреждений, очистите их от грязи и других загрязнений;
- запрещается использовать стропы при наличии дефектов или повреждений;
- при хранении строп следует предохранять их от воздействия прямых солнечных лучей и других агрессивных факторов.
Важно точно определить количество и места строповки, чтобы в процессе подъема груз не разворачивался и не опрокидывался.
При закреплении груза угол между ветвями строп должен быть в пределах 60-90°. Следует учитывать, что при коротких стропах угол между ветвями будет больше 90°, а при длинных — уменьшается рабочая высота подъема и возникает опасность кручения груза.
Распределение нагрузок на ветви стропы. а) рекомендуемая зона захвата груза; б) не рекомендуемая зона захвата груза.
Выбраковка строп
К выходу из строя строп может привести неправильная эксплуатация, связанная с превышением установленных рабочих нагрузок, неверный выбор оснастки для конкретной задачи.
Поношенные, деформированные или устаревшие стропы, не соответствующие стандартам безопасности, подлежат выбраковке.
В соответствии с требованиями ГОСТ, выбраковка строп проводится в следующих случаях:
- механические повреждения: порезы, изломы, трещины, перекручивания каната, ленты или цепи;
- повреждения, трещины или деформация крепежных элементов, коннекторов, крюков, петель, коуша;
- отсутствие на крюках предохранительных замков;
- выдавливание сердечника или обрыв хотя бы одной пряди канатной стропы;
- смещение каната в оплетке или втулках;
- следы коррозии или химического воздействия;
- отсутствие маркировочной бирки, несоответствие маркировки требованиям нормативных документов.
Бракованные стропы могут подвергаться ремонту.
После ремонта стропы подлежат освидетельствованию и испытанию нагрузкой на том предприятии, на котором они ремонтировались.
Причины выбраковки канатных строп.
Как выбрать стропы
Грузоподъемная оснастка должна обеспечивать максимальную безопасность и надежность использования.
К основным критериям при выборе строп относятся:
- Грузоподъемность. Цепные, канатные и текстильные стропы имеют свои нормативы грузоподъемности. Изделия должны быть рассчитаны на максимальный вес поднимаемых грузов.
- Длина. Должна обеспечивать оптимальный угол между ветвями строп в 60-90°.
- Условия эксплуатации. Оснастка должна быть устойчива к воздействию влаги, перепадам температур, другим воздействиям внешних факторов.
- Тип крепления должен обеспечить безопасность работ.
Стоимость изделий зависит от материала, их конструкции, производителя.
Стропы должны иметь соответствующую маркировку и сертификаты, гарантирующие соответствие стандартам безопасности.
Ответы эксперта
Можно ли выполнять ремонт строп собственными силами? | Ремонт строп собственными силами выполнять категорически запрещено. Этим занимаются лицензированные предприятия, имеющие соответствующие разрешения. |
Как часто следует проводить осмотр строп? | Стропы подлежат визуальной проверке до и после каждого использования. |
Можно ли использовать текстильные стропы в зоне проведения сварочных работ? |
Вблизи проведения сварочных работ использовать текстильные стропы запрещено. При попадании искр и капель жидкого металла, образующихся при сварке, на текстильных стропах могут образоваться сквозные прожоги. |
- Комментарии